Сумасшедший Арлекин
А это потому, что люди склонны находить в книгах именно то, что они в них ищут, — такова человеческая натура.
Александр Блок - стихи

С. Соловьеву

Бегут неверные дневные тени.
Высок и внятен колокольный зов.
Озарены церковные ступени,
Их камень жив - и ждет твоих шагов.

Ты здесь пройдешь, холодный камень тронешь,
Одетый страшной святостью веков,
И, может быть, цветок весны уронишь
Здесь, в этой мгле, у строгих образов.

Растут невнятно розовые тени,
Высок и внятен колокольный зов,
Ложится мгла на старые ступени....
Я озарен - я жду твоих шагов.




Хожу мимо этой церкви каждый день
Успе́нская це́рковь (храм Успе́ния Пресвято́й Богоро́дицы) — ставропигиальная православная церковь на Васильевском острове Санкт-Петербурга. Построена подворьем Киево-Печерской лавры. Ныне состоит при подворье Козельской Свято-Введенской Оптиной пустыни. Адрес: набережная Лейтенанта Шмидта, 27.

Конфессия Православие
Епархия Санкт-Петербургская
Архитектурный стиль Псевдорусский
Автор проекта Косяков, Василий Антонович
Строительство 1895—1897 годы
Дата упразднения 1935—1991 годы


Троицкое и Псковское подворья


В 1721 году на Васильевском острове, в соответствии с указом Петра I, началось строительство архиерейских подворий членов Святейшего Синода. Здание на углу набережной Невы и 15-й линии было приобретено у Нарышкиных Троице-Сергиевым монастырём. Однако к середине XVIII века монастырь перенёс своё подворье на набережную реки Фонтанки и оставил перестроенный дом с домовой церковью Рождества Христова на Васильевском острове. В 1756 году в «Санкт-Петербургских ведомостях» было опубликовано объявление о продаже первого здания. В течение десяти лет подворье удалось лишь сдать в аренду Академии наук, покупатель же не нашёлся. Такое положение привело к тому, что 10 (21) апреля 1721 года, Екатерина II издала указ о передаче здания Псковской епархии для устройства подворья[1].

Подворье Псковского архиерейского дома использовалось, в основном, для проживания архиереев-синодалов, приезжающих в Санкт-Петербург на заседания. Доход был небольшим, контролировать деятельность из Пскова было сложно. В результате, в 1854 году, по просьбе временно управляющего Псковской епархией архиепископа Рижского и Митавского Платона (Городецкого), Святейший Синод принял управление подворьем на себя. Взамен Псковский архиерейский дом с 1856 года начал получать ренту. Смена управления не изменила хозяйственную ситуацию на подворье. 11 (23) августа 1872 года было решено его продать.

Киевское подворье

Во избежание передачи комплекса с домовым храмом другому ведомству, митрополит Киевский и Галицкий Арсений (Москвин) предложил продать его для подворья Киево-Печерской лавре. 11 (23) июня 1875 года было получено Высочайшее разрешение на продажу земли без торгов за 86000 рублей.

К моменту покупки подворье представляло собой участок, застроенный двухэтажным, неоднократно переделывавшимся, главным зданием с полуподвалом. В нём находилась домовая церковь Рождества Христова[2]. Во дворе — несколько небольших служебных зданий и склад строительного камня, арестованный полицией, поскольку хозяин не был установлен. При входе находилось общественное «ретирадное место», распротранявшее зловоние, и мусорная яма. Митрополит предполагал сделать полную перестройку подворья, но вскоре скончался, и, за отсутствием утвержденных проектов, работы не осуществились.

Поскольку подворье было бедным, его жилые и хозяйственные помещения сдавались в аренду мирским людям. Был начат косметический ремонт, пристраивались и перестраивались здания; в 1879 году по проекту П. И. Шестова возведён новый одноэтажный флигель по 15-й линии, который назвали «Запасный дом». Однако всё это было недостаточным для статуса подворья, в котором размещались монашествующие и продолжительный срок проживали киевские архиереи. Домовый Рождественский храм к тому времени уже не мог вместить всех молящихся, само помещение было пожароопасным. В 1883—1885 годах была осуществлена попытка капитальной перестройки главного здания по проекту Н. А. Мельникова, но она не добавила удобств. Помещения оставались полутёмными, ровность стен, полов и потолков была нарушена; а в митрополичьих покоях, во избежание обрушения потолка были установлены чугунные колонны в качестве подпорок[2]. В 1893 году на углу «Запасного дома» была устроена часовня по проекту гражданского инженера А. М. Воробьева.

В 1894 году состоялся архитектурный конкурс на строительство здесь нового комплекса церковных зданий. В конкурсе участвовали проекты архитекторов А. М. Воробьева, В. А, Демяновского, В. А. Косякова, О. И. Тибо-Бриньоля и М. А. Щурупова. По его итогам был принят проект В. А. Косякова (при участии Б. К. Правдзика). Согласно проекту, главной архитектурной доминантой подворья и этой части невской набережной должен был стать новый храм, большинство зданий предполагалось выстроить заново. В 1894—1895 годах на месте снесённого здания на набережной был построен новый двухэтажный дом, в котором устроены квартира настоятеля и покои митрополита с балконом на главном фасаде. Из своих комнат митрополит мог непосредственно перейти в храм. Остальные служители подворья разместились в двухэтажном дворовом флигеле[3]. Запасный дом был надстроен третьим этажом[4]. Через три года был перепланированы сад и два двора; построены сарай с кладовыми и конюшня. В 1900 году была сооружена ограда. В подвальных помещениях, на окнах и дверях, были установлены полуавтоматические противопаводковые ставни.

Таким образом подворье представляло собой закрытый комплекс построек с отдельным входами для братии, митрополита и посетителей. Запасный дом сдавался внаём. Постоянно при подворье проживало, кроме настоятеля, около 15 монашествующих. Братия, в основном, трудилась на церковных послушаниях. 22 января (4 февраля) 1903 года на подворье скончался митрополит Киевский и Галицкий Феогност (Лебедев). В 1915 году в подвалах подворья была складирована богатая библиотека митрополита Владимира (Богоявленского), погибшая через девять лет во время наводнения.

С 1919 года началось постепенное «уплотнение» жилья, монашествующие были перемещены из келий в небольшие помещения. В пяти комнатах проходили занятия Петроградского богословского института. В начале 1920-х годов настоятель отец Трифиллий (Смага) активно противодействовал деятельности обновленческого Высшего церковного управления, ссылаясь на автономность подворья, относящегося к украинской части Церкви. Однако, под угрозой Василеостровского благочинного протоиерея Николая Платонова ликвидировать подворье, формально признал Высшее церковное управление и согласился поминать епископа Артемия (Ильинского). Такой поступок не был принят в Лавре, и отец Трифиллий, после объяснения духовному собору монастыря обстоятельств подчинения обновленцам, получил благословение держаться епископа Мануила (Лемешевского). В 1923 году братия подворья была принята в общение в Патриаршую церковь. В ночь с 2 на 3 февраля 1924 года отец Трифиллий был арестован вместе с епископом Мануилом.

После закрытия 29 сентября 1926 года Киево-Печерской лавры подворье продолжило своё существование самостоятельно. Впоследствии небольшая часть братии поддержала иосифлянское движение. В ночь на 23 августа 1930 года некоторые монашествующие и часть прихожан были арестованы по обвинению в «систематическом задерживании разменной серебряной монеты, подрывая этим денежное обращение в СССР». Они были осуждены по статьям 58-10 и 59-12 уголовного кодекса с последующей отправкой в лагеря. Последних членов братии арестовали и приговорили к ссылке в Казахстан к марту 1932 года. Фактически подворье перестало существовать.

Оптинское подворье
К концу 1980-х годов комплекс бывшего подворья был занят различными организациями и коммунальными квартирами. Запасный дом был надстроен четвёртым этажом, келейные флигели — двумя этажами и перепланированы. Монастырский садик утратил свою целостность и регулярность.

В 1988 году вновь была открыта Оптина пустынь. Осенью 1990 года наместник монастыря архимандрит Евлогий (Смирнов) обратился к властям Ленинграда рассмотреть возможность передачи одного из городских храмов (в том числе закрытых) для основания в нём монастырского подворья. Среди предложенных храмов был Успенский, на котором и остановил свой выбор наместник. С этого времени началась реставрация храма и восстановление помещений подворья путём выкупа и расселения коммунальных квартир. Освобождённые помещения вновь перепланированы для нужд подворья.

История храма

Новый храм во имя Успения Пресвятой Богородицы и преподобных Антония и Феодосия, Печерских чудотворцев, был заложен 15 (27) августа 1895 года архимандритом Феогностом (Пашковым). Работы по строительству продолжались без перерыва с раннего утра до наступления темноты. Для ускорения процесса было решено использовать, вместо кирпича, бетон для устройства основных арок. В сентябре 1896 года внутри строящегося храма была возведена временная церковь, где постоянно проходили богослужения. 14 (26) сентября 1897 года на купола были подняты кресты. Главный придел в честь Успения Пресвятой Богородицы был освящён 18 (30) декабря 1897 года митрополитом Киевским и Галицким Иоанникием (Рудневым), а боковой, в честь печерских преподобных, — 19 (31) декабря. Летом 1898 года были позолочены купола и произведены отделочные работы. После освящения в храме был установлен временный иконостас из старой домовой церкви подворья[2]. Отделочные работы и роспись были завершены к 1903 году.

1900—1935 годы

В храме литургия служилась ежедневно, а по воскресным и праздничным дням дважды в день: ранняя — в приделе преподобных Антония и Феодосия Печерских, а поздняя — в главном приделе Успения Пресвятой Богородицы. Популярным в народе было еженедельное пение акафиста Успению Божией Матери — традиция заведённая ещё с 1870-х годов. Периодически акафист служил сам киевский митрополит.

Весной 1922 года из алтаря храма были похищены потир, крест и оклад с напрестольного Евангелия. «Двадцатка» храма была обвинена в ненадлежащем хранении имущества. В 1930-е годы в храме служили певчими М. В. Гундяев и Р. В. Кучина — родители патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Первая попытка закрыть храм была предпринята в 1932 году. 4 февраля Василеостровский райсовет предложил передать храм заводу «Метприбор»[5]. Поскольку организация отказалась от предложенного здания, Ленсовет решил снести церковь, на что получил согласие Наркомпроса от 5 марта 1932 года. Прихожанам удалось отстоять храм, собрав более 3000 подписей в его защиту. Эта акция и спровоцировала арест последних монахов подворья.

После прекращения существования подворья приход получил ставропигиальный статус. Это положение косвенно спасало храм от решений закрыть его. Однако к лету 1932 года на Васильевском острове не осталось ни одного прихода Ленинградской епархии, а приток в Успенскую церковь епархиального духовенства из закрытых храмов вынудил пересмотреть её статус. В итоге, 13 июня храм был передан в ведение ленинградского митрополита.

В конце 1933 — начале 1934 года в приходе прошли очередные аресты (в рамках дела о «евлогиевцах»): под следствие попали четыре священника, служивших в храме. Через полгода, 25 августа решением Ленинградского облисполкома храм был закрыт, хотя службы продолжались до 23 января 1935 года.

Советский период

После закрытия храма, его здание было передано в ведение Ленинградского военного порта. В 1936 году церковь использовали как спортивный зал. В период блокады Ленинграда под куполом, выкрашенным в зелёный цвет, расположился наблюдательный пункт ПВО; в самом храме — склад РККФ, в подвале — бомбоубежище. В бывшем садике подворья находился зенитный расчёт.

В 1956 году, в соответствии с личным распоряжением Анастаса Микояна, здание храма было передано под устройство в нём первого в Ленинграде закрытого катка. Проект был разработан институтом «Ленгипроинжпроект». В результате работ была уничтожена метлахская плитка, уничтожена или закрашена живопись, в алтаре оборудованы машинное отделение и гардеробы, в центре размещено ледовое поле площадью 289 м2, на хорах — буфеты и кладовые для инвентаря. Кроме того, здесь размещались склад спортивного инвентаря, мастерская по заточке коньков, раздевалки. Зал был украшен портретами Ленина, флагами и транспарантами. Торжественное открытие катка состоялось в 1961 году. На нём тренировались такие фигуристы, как Людмила Белоусова и Олег Протопопов. После окончания строительства Дворца спорта «Юбилейный» в 1967 году крытый каток в бывшей церкви стали использовать для тренировок детей и проведения новогодних ёлок.

Однако состояние храма ухудшалось, зданию требовался ремонт, стены были повреждены грибком и разрушались. Чтобы решить финансовые проблемы, в здании катка были открыты сначала бани, а затем — цветочная плантация для продаж.

Восстановление храма

Вид со стороны Невы
В июне 1991 года Ленгорисполком принял решение передать бывший Успенский храм ставропигиальному Свято-Введенскому монастырю Оптина пустынь. 28 августа 1991 года в бывшем хореографическом зале катка[6] был установлен временный иконостас, начаты службы.

В течение пяти лет изучалось техническое состояние памятника, создавался проект восстановления; одновременно разбирались установленные после закрытия храма стены, вывозился мусор. Первое богослужение в южном приделе состоялось в октябре 1993 года. Ежедневно службы стали совершаться здесь лишь с февраля 1996 года. Тогда же началась реставрация центрального алтаря.

16 января 1998 года на куполе был водружён крест. К 2003 году восстановлен иконостас. К середине 2013 года церковь снаружи и внутри была полностью восстановлена, и 15 сентября патриархом Кириллом храм был освящён великим чином.

Архитектура, убранство[править | править вики-текст]

Успенский храм пятиглавый, бесстолпный, вместимостью до 2000 человек. Проект выдержан в псевдорусском стиле. Построен с применением как кирпича, так и бетона. Нижняя часть здания облицована серым гранитом, верхняя — радомским песчаником. 14 сортов облицовочного кирпича поставлялись рижским заводом М. В. Нестерова. Наружные мозаики были исполнены в мастерской В. А. Фролова[7]. При строительстве храма, впервые в Санкт-Петербурге, гладкие части куполов были облицованы листами алюминия.

Храмовое пространство образовано системой перекрещивающихся арок. В связи с этим в церкви отсутствуют столбы. Стены церкви первоначально были расписаны московскими мастерами Снегирёвым, Н. И. Струнниковым и Яковлевым под руководством академика Ф. А. Соколова. Роспись была отреставрирована группами реставраторов под руководством Л. А. Любимова, Ю. В. Смолянского, Е. П. Большакова. Кроме того, в храме работала группа, сформированная выпускниками Санкт-Петербургского государственный академического института имени И. Е. Репина Я. А. Штеренбергом и Г. М. Журавлёвым, к концу работ составлявшая 80 человек.

На внутреннем пространстве купола изображён «Христос Пантократор» с херувимами и серафимами (закончен в 2007 году). Под барабаном — четыре композиции: «Рождество Иисуса Христа», «Крещение Господне», «Сошествие во ад» и «Вознесение Господне». На парусах находятся образа четырёх Евангелистов. Главной темой центрального алтаря является Успение Пресвятой Богородицы, северного — Архангелы и русские святые, южного — Спас Эммануил. На межалтарных стенах находятся изображения «Распятие на Кресте» и «Снятие со Креста», на хорах — святых Киево-Печерского патерика.

В алтаре установлен престол из каррарского мрамора. Фарфоровый позолоченный иконостас был изготовлен в мастерской заслуженного художника Российской Федерации Л. С. Солодкова.

До закрытия храма в нём находились иконы, написанные насельницами московского Новодевичьего монастыря и иконописцами под руководством московского художника Николая Михайловича Софонова. Храмовый список «Успения Божией Матери» после закрытия подворья был перенесён во Владимирский собор.

В Успенском храме находятся иконы:
преподобных старцев Оптинских с частицами их мощей,
святых Киево-Печерских с частицами их мощей,
преподобного Амвросия Оптинского с частицей его мощей,
святого великомученика Пантелеймона Целителя с частицей его мощей.
Божией Матери «Скоропослушница», написанная в одном из Афонских монастырей;
Божией Матери «Всецарица» и Божией Матери «Неупиваемая чаша».

На звоннице помещены шесть колоколов общим весом 1128 кг.

При подворье Оптиной пустыни действуют институт, православная гимназия, воскресная школа, антисектантский центр, золотошвейная мастерская и библиотека. В 1994 году при Подворье была открыта Общедоступная школа для детей и Богословские курсы для взрослых. В 1999 году на их базе был открыт Институт религиоведения и церковных искусств с двумя отделениями: богословским и церковных искусств. Основным направлением богословского отделение является изучение богословский и исторических наук, а также христианской культурологии. При этом во время обучения предусматривается практика в областях апологетики, миссионерства и социальной работы. Отделение церковных искусств специализируется на трёх направлениях: церковной музыки, иконописи и реставрации[8]. Подразделением Института является Воскресная школа, открытая в 1994 году. Православная общеобразовательная гимназия имени святого преподобного Амвросия Оптинского была основана в 2010 году.

Деятельность реабилитационного центра «Диалог» направлена на помощь лицам, пострадавшим от деятельности деструктивных религиозных организаций. Кроме того, Центр ведёт профилактическую работу по предотвращению вовлечения в псевдорелигиозные и раскольнические организации.

Скит подворья
В 1999 году Подворье Оптиной пустыни получило 40 гектаров земли у посёлка Сосновый Бор Выборгского района Ленинградской области для открытия подсобного хозяйства и строительства скита. За 15 лет был убран мусор и демонтированы руины трёх зданий; возведен скитский дом. На животноводческой ферме содержатся коровы, куры, страусы, еноты-полоскуны; существует пасека; в прудах разводятся японские карпы. На территории скита в 2006 году начато строительство храма во имя преподобного Амвросия Оптинского. Так же с 2010 года к скиту приписана каменная церковь святого благоверного князя Александра Невского, построенная в 1907 и отреставрированная в 2007 году.

@темы: всякое, стихи, хроника чокнутого отаку