21:35 

Откуда взялся крест?

Bernadett-e
В море соли и так до чёрта, морю не надо слёз.
Сразу оговорюсь: это всего лишь предположения. На основе случайно найденной подборки кадров из нескольких аниме и собственных, более чем скромных, познаний в японской истории.

Помните эпизод из "Sengoku Majin Goshogun": неугомонная Изабель печально ждёт рассвета, вся в белом, скилотроны вокруг? Полёт аристократической фантазии принца Леонардо? Несомненно, в выдумке ему не откажешь.

Но поисковик, как это иногда бывает, принёс не только искомое, и оказалось, что "сцены с распятием" в аниме жанра "меха" рубежа 70-80-х не такая уж и редкость. В разных сериалах встречается один и тот же штамп. В некоторых случаях он настолько абсурден, что становится ясно - это определённый символ.
Что он означает?

Страница на итальянском, так что добраться до перевода не сложно.
"Распятие, как символ христианства, присутствует в "меха", когда персонажи защищают и спасают мир. Это символ героев-освободителей, а так же неизбежной жертвы ради спасения человечества".
Изабель у нас заметная активистка "движения сопротивления", и накануне финальной битвы подобный перфоманс вполне символичен. Шустрой девочке сильно повезло, что рыцарь на верном "коне" успел вовремя.

Но где Япония и где Европа, и как в японской культуре оказался иностранный символ? Всё потому что в японской истории есть "христианский след", и отношения японцев с этой верой были короткие, но драматичные.

Началось всё в 1549 году, когда на островах появился первый католический проповедник - Франциск Ксавье. Через два года у него было более трёх тысяч новообращённых, а дальше дело пошло если не в геометрической прогрессии, то весьма быстро. И лет через двадцать в стране были уже десятки тысяч христиан, может, больше. Секрет прост: если новую веру принимал глава клана, то за ним и весь клан - автоматически. Лепота и благополучие: толпы сторонников, правительство благоволит, а небезызвестный Ода Нобунага, по одной из версий, даже принял новую веру.
Здесь тоже ничего таинственного. Европа открыла себе новый рынок, куда можно сбывать стремительно устаревающие обмундирование и оружие (европейцы уже начинают воевать огнестрельным). А японцы рады и пороху и металлическим кирасам, которые куда надежнее местных доспехов. Взаимовыгода и дружба народов.

Европейцы сами всё испортили. Загребущие монархи Испании и Португалии нацелились на вероятную колонию. Иезуиты слишком рьяно стали следовать проверенному "разделяй и властвуй". А местные "экспаты" просто наплевательски относились к "принимающей стороне". И кому это понравится? Японцы толерантны к религиям, у них никогда не было религиозных войн. Но католички ухитрилось наступить на те же грабли, что христиане при Калигуле и прочих римских императорах. Они стали "врагами государства". Ну а как относиться к религии, иерархи которой активно играют в политику через восстания и местно-феодальный раздрай?

Вслед за здравым смыслом от иностранцев отвернулась удача: шлём сёгуна добыл себе ярый противник Ода Набунага - Иэясу Токугава. Ему-то точно не нужны были покровители "оппонента", и он начал круто заворачивать гайки. В 1611–1614 гг. появились указы о запрещении христианской религии, в 1624 г. из страны выставили испанцев, а в 1639 г. двери захлопнули перед португальцами.
А вместе с ними - и всеми христианами, с 1639 года эта религия вне закона.

В этот процесс японцы привнесли национальный колорит - страна начала закукливаться. В 1629 году уничтожили все свои морские корабли, торговать стали исключительно с голландцами, и то только черед единственный порт и в год по чайной ложке.
А что же христиане? Разумеется, их такие порядки не обрадовали. Сёгунату не понравилось вооружённое недовольство, и дело закончилось большой резнёй. Как ни странно, японские христиане после этого не исчезли, но дело это стало смертельно опасным. Тем не менее, они продержались всю "эпоху Эдо", правда, в исчезающе малых количествах.

Позже Европа разобралась с Реформацией и "революциями", Америка - с проблемой Севера и Юга, и Японии, хочешь - не хочешь, пришлось впустить предприимчивых соседей. Тем более, что американские пушки стреляли намного дальше, Метью Перри это наглядно доказал береговой охране порта Нагасаки. Так европейцы "вскрыли" эту застывшую во времени страну, и принесли туда не только технологии, но и раздор. Нет, в политику уже никто не играл, это сами японцы не смогли определиться с вектором движения, и в стране тоже началась гражданская война. Сёгунат Токугавы приказал долго жить, интерес к Европе стал государственной политикой. Все разновидности христианства радостно вдохнули ветер перемен, и их стараниями в 1873 г. статус "вне закона" был официально снят.

Естественно, дальше было по-разному, и гладко и по колдобинам, но повторить трюк Токугавы уже, при всём желании, было нельзя. Да и не стремился никто - Япония семимильно шагала светлому капиталистическому будущему. Шла-шла, и пришла - ко Второй Мировой. И после капитуляции на её территории снова хозяйничали наглые гайдзины, и случилось стрёмное - местная молодежь стала активно перенимать их культуру. В чём-то с фанатизмом, в чём-то нет, но отчётливо видно - круг, начавшийся "реставрацией Мейдзи", замкнулся.

Разумеется, я могу оказаться пристрастной, и вы возразите, что вся информация на той странице от европейских зрителей. Значит, японские оригиналы были отобраны для Италии, и эта атрибутика могла быть крючком, приманкой для европейских продюсеров. Возможно.
Но в истории религиозно-толерантной страны есть действительно драматичный период. А знаете чем христиане когда-то покорили такой же религиозно-терпимый Рим? Готовностью умирать за веру.
Так что весь набор качеств для борцов за мир во всём мире в этом символе присутствует. И вряд ли только для европейцев вставлены такие параллели.

Но крест есть и в фильме "The Time Etranger", а там никто не спасает человечество. Там совсем иная фабула, но отсылки к Эдо на каждом шагу.
Первое, что заметно сразу - крест. Он везде - в колокольном звоне, в надгробиях в пустыне. Предопределённость и покорность судьбе.
Ниточка в "тёмные века": а что крещённым японцам после 1639-го делать? Умереть. Других вариантов сёгун для них не видит.

Далее: погибнуть суждено не одной Реми. Когда они сидели в баре, то на столе было шесть конвертов - "письма несчастья" пришли всем. И отчаянный рейд в Цитадель - не только спасение дамы (как кажется на первый взгляд), это вопрос собственного выживания. А уничтожить их хочет всё местное население, просто по факту чужеродности. Параллель не замечаете?
Те, в 17-м веке, тоже оказались изгоями.

Далее любопытнейшая деталь - из Города нельзя уйти. Никак. Принц и Рэми несколько раз пытались. При этом, у Города нет стен, а уйти нельзя. Странно, правда?
Когда волей Токугавы страна задраила люки, и всё, что могло пересечь море, стало щепой, острова тоже стали таким Городом. Вот, оно, море (чем не пустыня на окраинах Города?) и никаких крепостных стен по периметру, а никуда не денешься.
Кстати, ещё одна любопытная деталь - беглецов возвращают не фанатики, а полиция. Представители власти этого места. Ещё одна параллель..

А дальше сюжет становится тем, за что мы его любим - историей о борьбе и победе. "Никогда не сдавайся". Они и не сдались. Помолились... Та ночь накануне очень напоминает молитву, не так ли? Время, когда приводят в порядок мысли, оружие, самые важные дела.
И - в бой. Не на штурм призрачных стен, а в Цитадель. Туда по ночам возвращается Зверь.
След злой воли вёл в замок сёгуна.

Тут тоже появляется распятие, не могло не появиться. Но если бедняжка Изабель только покорно дожидалась неизбежного, и крест для неё чуть не стал смертью, то у Рэми крест - опора. Она сумела одолеть слабость только когда прижалась к нему спиной. Пока шла, ползла, отступала - не могла. А здесь - смогла.
Сопротивление. Вера. Но вера деятельная, не сдающаяся.
Персонажам она помогла уйти из Города. Крещённые современники рода Токугава находили в ней стойкость не отрекаться от своих смертельно опасных убеждений. И в конце-концов, стены их "Города" тоже пали.

"Вера может всё"?

@темы: обсуждение, мат.часть, кадры, — Шейла, — Кэти, The Time Etranger, GoShogun

Комментарии
2010-10-26 в 21:41 

Arashi-opera
Do you feel the storm approach as the end draws near?..
То, что The Time Etranger - фильм о вере, мне всегда было очевидно. Но я никогда не рассматривала эту веру в таком ключе. Спасибо.

2010-10-26 в 21:49 

Bernadett-e
В море соли и так до чёрта, морю не надо слёз.
Пожалуйста.
Я сама уже несколько дней под впечатлением от этой многослойности.

2010-10-26 в 23:19 

Элхе
Починяю примуса, зажигаю звезды...
Я очень люблю когда с такой уверенностью рассуждают о религиозных символах.

2010-10-26 в 23:27 

Bernadett-e
В море соли и так до чёрта, морю не надо слёз.
Это упрёк?

2010-10-26 в 23:31 

Элхе
Починяю примуса, зажигаю звезды...
Как сказать... Такие рассуждения - дело каждого. Мне подобная трактовка сюжета чужда.
Про крест - опору особенно доставило.

2010-10-26 в 23:43 

Элхе
Починяю примуса, зажигаю звезды...
В целом ряде фильмов используют нехристианские религиозные символы: пятиконечную звезду, анх и т.д. Почему используют - потому что не похоже на христианский крест и "таинственно и загадошно". Никто не задается вопросом, что эти символы в себе несут и с каким периодом истории их можно увязать.
Я убеждена, что используя христианский религиозный символ, японцы не имели ввиду ничего кроме, неизбежной жертвы ради спасения человечества", хотя и это совсем не обязательно. Крест в аниме используется столь широко, что даже это утверждение с легкостью можно опровергнуть, если постараться, то можно найти мультфильмы, где жертвы весьма и весьма сомнительны, а крест все же присутствует.

Возвращаясь к сабжу, мне кажется несколько надуманной привязка сюжета аниме к целому пласту японской истории. "Странница" хороший мультфильм, но вовсе не такой глубокий, как кажется ТС.
Гадать на кофейной гуще и рисовать замки на песке все умеют.

2010-10-27 в 10:23 

Arashi-opera
Do you feel the storm approach as the end draws near?..
Хорошие произведения тем и хороши, что заставляют задуматься и найти в них что-то такое, чего, может быть, сам автор на сознательном уровне и не планировал. а Ваше непонятное раздражение, Элхе, выглядит по меньшей мере странно. Человек высказал теорию, интересную теорию. Ваше право с ней соглашаться или нет, но подобным образом высказанное мнение уже смахивает на хамство, вам не кажется?

2010-10-27 в 11:03 

Элхе
Починяю примуса, зажигаю звезды...
Arashi-opera Вы передергиваете.
Скажем так - интересная теория, задела мои религиозные чувства, поэтому, я так резка в высказываниях.
Кроме того, в высказаной теории есть проблемы с последовательностью логической цепочки. Но правда, я не хочу ругаться и спорить на эту тему.
Приношу всем извинения и удаляюсь из дискуссии.

2010-10-27 в 14:38 

Macron-1
модератор
Элхе По сумме подколов, наездов и завуалированного хамства - предупреждение.

URL
2010-10-27 в 18:15 

Lu-cy
Как много он убил талантов, избавив нас от дилетантов. (с)
Можно я тоже выступлю?

Macron-1
Приведите пример завуалированного хамства, пожалуйста.
Мне особенно интересно, где оно замечено. В каких конкретно словах?

Меня это интересует, чтобы знать, что на сообществе расценивается таким образом. Чтобы не повторить ошибок.

Такие рассуждения - дело каждого. ЭТО?

мне кажется несколько надуманной привязка сюжета аниме к целому пласту японской истории. ЭТО?

Гадать на кофейной гуще и рисовать замки на песке все умеют. ЭТО?

в высказаной теории есть проблемы с последовательностью логической цепочки. ЭТО?

2010-10-27 в 18:40 

Lu-cy
Как много он убил талантов, избавив нас от дилетантов. (с)
И да - не стоит игнорировать вопрос. Мне не слабО его периодически повторять.

2010-10-27 в 18:55 

Macron-1
модератор
Lu-cy можно. Но не для обсуждения решения модератора.

Предупреждение № 1

URL
2010-10-27 в 18:58 

Lu-cy
Как много он убил талантов, избавив нас от дилетантов. (с)
Macron-1
А где я его обсуждаю????

Приведите пример завуалированного хамства, пожалуйста.
Мне особенно интересно, где оно замечено. В каких конкретно словах?

Меня это интересует, чтобы знать, что на сообществе расценивается таким образом. Чтобы не повторить ошибок.


А то ведь нахамлю завуалированно - по незнанию.

2010-10-27 в 21:11 

Lu-cy
Как много он убил талантов, избавив нас от дилетантов. (с)
Итак, меня по-прежнему очень интересует, что расценивается как завуалированное хамство на сообществе.
Очень хотелось бы, чтобы уважаемые модераторы ответили на вопрос - не обсуждения их решения ради, а исключительно для избежания подобных ситуаций в дальнейшем.

2010-10-28 в 00:42 

Lu-cy
Как много он убил талантов, избавив нас от дилетантов. (с)
Я не оставляю надежды узнать, что расценивается как завуалированное хамство на сообществе.
Очень хотелось бы, чтобы уважаемые модераторы ответили на вопрос - не обсуждения их решения ради, а исключительно для избежания подобных ситуаций в дальнейшем.

2010-10-28 в 00:51 

Волчица Юлия
По-своему положительный персонаж. (с)
:popcorn:

2010-10-28 в 03:15 

Одинокая Волчица (Юлия) я посижу рядышком, ок?))

2010-10-28 в 07:22 

Lu-cy
Как много он убил талантов, избавив нас от дилетантов. (с)
Одинокая Волчица (Юлия) , Koraliss
Могу предложить семечек )

Жаль, что мы так и не услшали начальника транспортного цеха (с)

А если серьёзно - крайняя зашоренность мысли плюс модераторский произвол - страшное дело.

Ваша беда в том, что вы слишком серьёзны. Все глупости на земле делаются именно с таким выражением лица. (с)

Уважаемый модератор, Вам первое предупреждение за неулюжее завуалированое хамство и неуважение к посетителям.

Одинокая Волчица (Юлия) , Koraliss
Сеанс окончен, дорогие бывшие сообщане. Хорошего дня.

2010-10-28 в 09:18 

По-своему положительный персонаж. (с)
Koraliss Присоединяйся :)) Тут бесплатное представление дают.

:popcorn:

2010-10-28 в 11:45 

Одинокая Волчица (Юлия) а говорят, что уже закончено... )))
Хотя вроде кто то обещал, что будет повторять вопросы, пока не ответят...
нипанятно...

2010-10-28 в 13:43 

Macron-1
модератор
Уважаемая Lu-cy, за желание поскандалить - второе предупреждение.

URL
2010-10-28 в 17:47 

Lu-cy
Как много он убил талантов, избавив нас от дилетантов. (с)
Macron-1
Запишите на мой счёт сразу третье - и сдачи не надо!

2010-10-31 в 09:38 

Хонор Харрингтон
Луперкаль!
Идея любопытная, но более, чем сомнительная. Дело в том, что Дальний Восток никогда не знал ( и не мог признать) идеи Спасителя, своей смертью искупающего грехи человечства - поскольку не имели идеи первородного греха. Буддистский Спаситель - Майтрея - это абсолютно другая концепция, с христианством не совместимая, и христианство, кстати, в странах Дальнего Востока никакой существенной роли в жизни общества не играет.

2010-10-31 в 12:33 

Bernadett-e
В море соли и так до чёрта, морю не надо слёз.
Хонор Харрингтон так никто и не претендует на истину в последней интанции)

Если идти от начала, то вероятнее всего, большинство даймё принимали крещение по сугуго практическим соображениям: пушки у гайдзинов стреляют дальше, корабли плавают ого-го куда, а вот эти грохочущие палки бъют дальше и убойнее стрел. Может, и с нами поделятся, единоверцы же? Золотом поделятся, мушкетами. Соображения могли быть далеки от веры.
Но то, что примерно полвека "под маркой" христианства иностранцы играли в местную политику - факт. И успешно влияли, раз дальше случилась радикальная смена курса.

Далее: то, что Токугава обошёлся со своими подданными "гайдзинской" веры круто - тоже факт. И его сын продолжил, значит и ему хватило, "мишени" не закончились. Общины и дальше были. Я читала, что только на Кюсю, поближе к Нагасаки, через который торговали с голландцами. Возможно, дело здесь касалось не только веры, но и протеста, а "протестная" часть населения есть всегда.

Ну а в фильме: город без стен, из которого нельзя уйти, потому что не пускают именно представители местной власти, отослал имено к таким ассоциациям.

2010-10-31 в 13:43 

prince_bundle
Но если есть в кармане пачка сигарет, значит все не так уж плохо на сегодняшний день.
Беатрикс Теория интересная. Но, я думаю, что Вы ищете чёрную кошку в тёмной комнате, а её на самом деле там нет. ;) Скорее всего, причина кроется в пародийности сериала - вот и авторы и скопировали расхожий штамп.
Впрочем, барышня на кресте выглядит очень трогательно - друзья были просто обязаны помчаться ей на выручку. У принца, по-моему, крыша поехала от постоянных поражений, поэтому он и задумал такую сложную интригу.

2010-10-31 в 15:02 

Bernadett-e
В море соли и так до чёрта, морю не надо слёз.
prince_bundle сериал пародиен, но фильм-то нет.

2010-10-31 в 22:26 

Двойная жизнь не значит две жизни (с).
Беатрикс Помните эпизод из "Sengoku Majin Goshogun".: неугомонная Изабель печально ждёт рассвета, вся в белом, скилотроны вокруг? Нет, не помню, так как не смотрела, но очень хочу. Где можно посмотреть?

2010-11-01 в 12:56 

Bernadett-e
В море соли и так до чёрта, морю не надо слёз.
kamili-kem он-лайн просмотр www.video.mail.ru/mail/gammy81/macron/
25-я серия

2010-11-01 в 20:47 

Двойная жизнь не значит две жизни (с).
Беатрикс Спасибо.

2010-11-01 в 22:00 

Bernadett-e
В море соли и так до чёрта, морю не надо слёз.
kamili-kem пожалуйста.

   

Макрон-1 и Ко.

главная